lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee

В гости к Йоулупукке. Финляндия 2014 год. Часть 1.

Йоулупукке в дословном переводе с финского означает, извините, "Финский козел".
И выглядит вот так:

По традиции молодые финские парни (двое, потому что один из них изображал переднюю часть чудовища, а второй, понятно, заднюю)
наряжались 7 января в вывернутую наизнанку шубу и рогатую маску из бересты, и в таком виде обходили дома, пугая непослушных детей и даря подарки послушным.
В поздней финской традиции козел превратился в "Рождественского деда".
Ну а с приходом глобализации, рекламы, кока-колы и прочая, Йоулупукке фактически стал Санта Клаусом.

В гости к Санте мы решили поехать с Катей и ее пятилетней дочкой Сонечкой.
С Катей мы познакомились в Сингапуре, 26 апреля 2013 года. Случайно разговорились на детской площадке, а где же еще.)
Оказалось, Катя ездила на Суматру с Ксюшей (с Ксюшей я в октябре 2013 года я поеду в Африку).
Когда я об этом пишу, у меня начинает слегка кружиться голова, мир удивительно тесен.)

С 6 лет РЖД взимает с ребенка взрослый тариф за проезд, а до этого времени ребенок едет бесплатно на одной полке с родителем.
За билетами мы успели последними: кассы на Павелецком вокзале закрываются ровно в 7 вечера, но никакой информации, разумеется, об этом на сайте нет.
Там вообще расписания работы касс нет, а зачем?
За нами постоянно пытался пристроиться заполошенный народ, которому повезло меньше.
Итого, мы купили ж.д. билеты в Хельсинки, забронировали жилье в Хельсинки через booking.com, а в Рованиеми через airbnb.
Страховка "Согласие", годовая у меня, под поездку у Кати.
Горнолыжную страховку решили не брать из экономии и непонимания того, как там с погодой в целом и лыжами в частности.
Наибольшую сложность представляло собой бронирование ж.д. билетов Хельсинки-Рованиеми-Хельсинки. Цена билетов на сайте https://shop.vr.fi/ ужасала. В какой-то момент мы начали рассматривать перелет на norwegian.com, так получалось даже дешевле, но терялся день и экономия на ночевке в отеле.
Героическая Катя не сдавалась, мучала ж.д. сайт часа два, но в итоге нашла билеты с пересадкой. Цена за билет резко упала до приятной, ура-ура. Берем.
Долго обсуждали, что брать с собой: еда в Финляндии дорогая и за валюту.
В итоге взяли с собой супы-кофе-консервы-растворимые каши-сушки, а на месте брали хлеб, начинку для бутербродов, фрукты, йогурты, полуфабрикаты.
Плюс кипятили воду и заливали один термос чаем, а другой супом. Тем и жили. Дешевого общепита в Финке обнаружено не было.
Я взяла с собой еще полрюкзака лекарств и детские лыжи, взрослые решила не таскать, дороже, но удобнее.
Детям везли фломастеры-раскраски-книжки и мульты. Все пригодилось.

5 декабря выезд вечером, поезд "Лев Толстой", удобные купе на 4 человека, кипяток в неограниченном количестве.
РЖД радует неожиданными ланч-пакетами и бесплатным вай-фаем.

6 декабря после завтрака мы пересекаем границу с Финляндией, погранцы заходят в поезд, ставят печати в паспорт, бегло осматривают багаж, все вежливо и с улыбками. Хельсинки встречает нас проливным дождем. Мы тщетно пытаемся сориентироваться по бумажной карте, но заблудиться не успеваем: нам тут же помогает местный русский гид. Вообще, как позже окажется, русских в Хельсинки больше, чем финов. Hotel Finn, в центре, рядом с вокзалом.
Ключ от комнаты нам дали сразу, не дожидаясь официального часа для заселения.
Комнатка крошечная, зато в коридоре есть чайник, чай-сахар, и бесплатное хранение багажа.
Долго в номере сидеть не стали: мы спешим застать короткий световой день, к двум часам солнце клонится к закату. В четыре часа темно, как ночью.

В Хельсинки есть: аквапарк, зоопарк, крепость Свеаборг (Суоменлинна), городской трамвай, научный центр "Эврика", океонариум, музей современного искусства Киасма, ботанический сад, парк аттракционов Линнанмяки, национальный железнодорожный музей, остров Сеурассаари, музей натуральной истории и бассейн в Итакескусе.
Вот здесь это все хорошо описано:
И все это нам не доступно, по причине плохой погоды и дня Независимости. Надо изучать матчасть, ничего не работает в связи с праздником.
Финны празднуют тихо, у них будет бал для тех, кто принес пользу отечеству, и на этом все. Никаких гуляний или салютов для обыкновенных граждан не предусмотрено.
Мы немножко гуляем по улицам Хельсинки, замерзаем и промокаем, потом садимся отогреваться в трамвай.
Удобно: маршрут кольцевой, но линию маршрута выбрали не верно, говорят, что другие полны архитектурных красот, а мы ничего такого не увидели.
После трамвая, детей немного развлекла богато оформленная витрина магазина Стокман напротив нашего отеля:
игрушечные птички летают, елки новогодние мигают огоньками, лего-человечки живут своей жизнью; но дальше дети гулять не хотят: холодно, мокро, ветрено.
В отеле мы немного сушимся, пьем чай, перед сном опять выгуливаем детей. Хельсинки - очень красивый город, чего стоят одни витрины магазинов, каждая из которых как небольшой дизайнерский музей, обладает своим индивидуальным стилем и характером, и гулять было бы приятно, если бы не погода...
Еще очень интересно рассматривать людей в ресторанах, они тоже как на витрине сидят - и зал, и даже кухню, где готовят пищу, отлично видно.)
Мы доходим до набережной, и вдруг слышим звуки труб и барабанов. Ура, думаем, парад! Но никакой не парад, а забастовка.
Напряжение буквально электризует воздух, конная полиция на взводе, так что мы поспешили уйти. Таким был наш первый день в Финляндии.))

7 декабря
Сегодня нам предстояло выписаться из отеля и весь день гулять по Хельсинки до ночного поезда в Рованиеми. День мы четко распланировали.

efDp_fjFSmB91ubLr9sdnSKEk4R0VwY5HlpDKu7iKEg

Для Начала Кате надо было оформить бесплатный билет на Соню на ж.д. вокзале (т.к. этого нельзя сделать заранее по инрернету), туда мы и отправились в первую очередь.
При этом выяснилось что Катя по ошибке выкупила два места для инвалидов. Вместе с кассиром они пытались эти билеты обменять, но свободных мест уже не было.
Мы решили ехать по тем билетам, что есть. Может быть контролеры сжалятся и не высадят нас из поезда.

Вторым пунктом нашей программы стал музей кукол, который к сожалению был закрыт в связи со вчерашним праздником, о чем мы узнали только тогда, когда оказались у запертых дверей. Так что мы перешли улицу и зашли в Городской Музей Хельсинки на Sofiankatu 4, который, по счастью был открыт и бесплатен. Музей посвящен истории Хельсинки, занимается защитой архитектурных и других памяток в окрестностях города. Экспозиция музея включает в себя обширный фотоархив, детям понравилось сравнивать как было в старину и как теперь живут современные финны. Музей, конечно, "из одного гвоздя", как любят фины. Зато внутри есть кулер с питьевой водой, если хочешь пить. Подушки, чтобы поваляться, если устал. И старый автомат для игр: если попасть мячиком в мишень, девушка на кинопленке сидящая над небольшим резервуаром с водой, падает.  Дети были в восторге.

Затем мы купили дневной проездной за 8 евро (дети до 7 лет бесплатно), проще всего это сделать в R-киосках, они там на каждом шагу. Дневной проездной получается гораздо выгоднее, чем разовый за 3 евро. Оба этих проездных дает право проезда в пределах Хельсинки на трамваях, автобусах, метро, электричках и даже на пароме до крепости Суоменлинна. Кстати, разовый билет действует час, его можно приобрести у водителя или в билетном автомате, а фины для покупки могут просто отправить текстовое сообщение по мобильному телефону. Цивилизация.)

Третий пункт нашего сегодняшнего плана включал в себя Рождественскую Дизайнерскую Выставку. Меня привлекало первое слово, а Катю - второе. Для начала мы спустились в финское метро. Оно выглядит вот так:

iT8DAceDrfIZxLw4pu7jZz5bA4RFeyYD0WdEeXCKoos

За стеклом небольшая выставка детских рисунков и игрушек.

u8faYCp1DKN_AUT6ZLv2qRbx5ECzxliX1L4xWTb2sWM

По дороге к выставке осматриваем жилые кварталы.

odLlTCIX941MD6JUsTocynQ1v4_6D8Qg05ZnxNj-ObI

Иногда встречается забавное.

YWb3n-wSd04Tf9x6Y2jvn2oQMB6KfZqQcfQ-BF_YeVs

А вот в этом здании расположена выставка.

IJrHjf1ZNs_is_hzHEqZYQ9t54wHiqGRK56sJHkGoZA

Выставка разочаровала: я не увидела в ней ничего рождественского, да и Катя вряд ли почерпнула какие-то новые дизайнерские идеи.
Она была истинно финская: сдержанно лаконичная, забавная, экономичная в материалах и очень дорогая по ценам.))

Так что мы решили перейти к последнему пункту программы: бассейн за торговым центром Итакесткус.
Это недорогой водный центр, в самом обычном районе Хельсинки, куда обычные финские граждане ходят каждый день.
Стоимость посещения 5,2 евро, т.е. сравнимо с разовой поездкой на общественном транспорте, дети до 6 лет бесплатно.
Мы его выбрали в качестве альтернативы аквапаркам, где цена на вход начинается от 25 евро за взрослого.
Дорога к бассейну от одноименного метро проходит по спальному району мимо заброшенной стройки, даже страшновато слегка. Вход в бассейн легко не заметить.
Вот он:

Дело в том, что сам бассейн целиком вырублен в скале и может при необходимости служить убежищем для 3800 человек.

Внутри можно найти 50 метровый бассейн + 28°C, джакузи, закуток с массажными струями, парную и 4 сауны,
небольшой холодный бассейн + 17°C, мелкий детский бассейн + 30°C, три небольших горки... Вот здесь есть еще более подробное описание.
Купальники-полотенца можно взять в аренду, шапочки не требуются, но нужно иметь с собой 50 центовые монетки для того, чтобы закрыть шкафчики в раздевалке.
Заходить в сауну здесь принято без купальника, но мы особенно не соблюдали это правило, т.к. народу было не много, и в сауне мы были одни.
Дети были в восторге: катались с горок, плавали, даже без особенных уговоров соглашались греться в сауне.
Даже Катя, как человек, по-настоящему влюбленный в архитектуру, и слегка ворчавшая на тему, что мы приехали город осматривать, а не в бассейне плавать, была очень довольна.

Накупавшись, и хорошо высушившись (все же зима на улице), мы отправились забирать свои вещи из отеля, а потом сели в поезд.
Контролеры не заинтересовались нашим правом занимать места для инвалидов, ура-ура, зря мы так переживали.
Дети получили по порции растворимых макарон и тут же уснули на цветном финском ярко-зеленом белье с изображением совы.

Вообще, поезда в финляндии прекрасны - удобные двухместные купе, оснащенные, кажется всем, что только можно выдумать:
есть розетка для подзарядки, вай-фай, нижний свет, общий свет, кнопка вызова проводника, еще куча загадочных опций на финском...
есть даже раковина, чтобы зубы чистить не в туалете.
Вот здесь есть подробнее, можно почитать:
Итак, мы едем в Рованиеми!

8 декабря
В Рованиеми шел дождь. К счастью, Катя договорилась, что нас встретит владелец забронированной нами квартиры с забавным именем Antti.
Машина у него Ford Transit: два места спереди и закрытый кузов.
Так что детей всегда сажали спереди, а кто-то из взрослых (то есть мы с Катей по очереди) ехал в кузове, взгромоздившись на коробку или рюкзак.

Анти довез нас до квартиры, показал, что где лежит и как что включается, просил не шуметь после 10 вечера, потому что соседи могут подать жалобу домовладельцу.
Дети, тем временем, времени зря не теряли. Настя первым делом схватила большую (и, видимо, коллекционную) машину.
Машина в ее руках распалась на две части.
Анти слегка вздрогнул и побледнел, но мужественно сказал, что ничего страшного, и попросил, чтобы дети не открывали никаких ящиков с вещами, и по-возможности ничего не трогали на полках. Потом, он, видимо, вспоминая этот случай, слал мне панические смски, на тему: закрывайте дверь аккуратно, следите за электроприборами, не забудьте выключить свет перед уходом и прочая.  Я бы на его месте тоже переживала. Но к счастью, обошлось без разрушений.
Затем Анти спросил нас о планах и предложил подвезти нас, куда нам нужно. Нужно нам было в Санта-парк и Санта-вилладж. Туда мы и отправились.
Санта-парк был закрыт из-за раннего часа, так что мы начали с Санта-вилладж.
Официальный сайт деревни: http://www.santaclausvillage.info
Самое популярное место в деревне это, конечно же, офис Йолупукке, где можно бесплатно встретиться с Санта-Клаусом.
Обычно в зимние месяцы к Санте большая очередь, но мы приехали рано, еще до открытия.
Погрелись, чаю из термоса напились, и в очереди были практически первые.
Офис находится в огромных "часах", заунывная музыка, полутемное помещение и раскачивающийся маятник. Я как-то не так себе представляла себе это место.))

Фотографироваться на свою технику с Сантой запрещено, а профессиональное фото стоит 28 евро.
Так что мы мило побеседовали, дети получили наклейку в подарок, и мы пошли  дальше.

Следующим пунктом нашей программы стала почта, где работают эльфы, разбирающие все многочисленные письма, приходящие Санте.
Здесь можно отправить открытку родным или друзьям, стоимость такая же, как и на обычной финской почте.
Мы ограничились тем, что сфотографировали детей в забавных колпачках.

Из строений на территории есть еще магазин сувениров, кафе-ресторан, и истинно финская рождественская выставка. Мы немного побродили там.

Потом на улице уже совсем рассвело, так что мы отправились осматривать окрестности.
В Санта-вилладж есть Ледяной мир, где можно покататься на ватрушках, Ледяной отель, где можно остановиться на ночь, также предлагается катание на оленях или хаски...

Но под моросящим дождем все это не представлялось таким уж привлекательным. Так что мы приняли решение идти в Санта-парк.
Вот их официальный сайт:http://www.santapark.com/ru
А здесь  очень подробное описание: http://tvoirovaniemi.livejournal.com/15887.html
Пройти пешком предстояло 2 км. Соня отлично справилась, Настя ныла, но в целом прогулка была приятная: по дороге по заснеженному лесу.
Санта-парк расположен под землей, внутри скалы. После продолжительного спуска под вой волков, детей и взрослых встречают эльфы.
Билет недешев: 31 евро взрослый и 25,5 евро ребенок, зато действует два дня и включает в себя:
- Эльфийский Почтовый Офис
Можно отправить письмо близким.
- Сувенирная лавка «Эльфийская Фабрика Игрушек»
Понятно, что цены очень высокие.
- Танцевальное Шоу Санта Парка (3 раза в день)
Шоу одно и то же каждый день трижды в день. Дети, тем не менее смотрели с одинаковым интересом и в первый раз, и во второй и в третий.
- Магический Поезд «Времена Года»
За отсутствием очереди дети катались по два раза подряд раза три или четыре.
- Мастерская Эльфов
Можно смастерить эльфа, Деда Мороза, оленя... на что хватит фантазии и деревяшки, красного треугольничка материи, ваты и краски.
- Школа Каллиграфии
Удивительно, но детям очень понравилось марать бумагу с помощью пера и чернил.
Обе девочки написали Деду Морозу письмо, кинули его в специальный ящик и трижды ударили в шаманский бубен, для верности, чтобы уж точно дошло.

- Игровая Площадка Angry Birds
Эти птички у финов почему-то очень популярны. Большой минус площадки в том, что на ней дети нашли компьютер с этой игрой, и, вместо того, чтобы бегать, уселись играть.
- Школа Эльфов (min 5 раз в день)
Вот это было интересно. И шоу, и школа идет на трех языках: финском, английском и русском. После окончания школы выдадут диплом.
- Посещение Рождественской Пекарни Имбирных Пряников
Несмотря на высокую стоимость билета, за пряник, который дети могут самостоятельно украсить, просят еще 3 евро! Мы не пошли.
- Визит в Ледяную Галерею и Бар в сопровождении Ледяной Принцессы
Насте не понравилось, потому что там холодно. Соне очень понравилось.

- Ну и главное: встреча с Санта Клаусом в его офисе

Вот эта фотография стоит 30 евро. Но Санта делал вид, что понимает по русски, за что и поплатился.
- А можно мы снимем Вас на свои фотоаппараты? - наивно спросили мы.
- Можно! - прогудел басом Санта.
Ну мы и рады стараться. Санта и сам уже был не рад. Зато мы были просто счастливы. Ну еще бы. Сэкономили 30 евро!
Вечером мы сели на автобус и доехали до ж.д. вокзала, а оттуда дошли пешком до дома.
Быстренько накормили детей и отправились спать. Таким был наш день номер один с Йоулупукке.

Tags: Финляндия, горнолыжка

• Вьетнам, март 2013, неделя четвертая.

Дневниковые заметки. Вьетнам, март 2013. Неделя четвертая. 6 марта 2013 года, Далат Из-за того, что мы задержались в Нья Чанге (Нха Транге), Далат…

• Вьетнам, март 2013, неделя третья.

Дневниковые заметки. Вьетнам, март 2013. Неделя первая. 28 февраля 2013 год, Хой Ан Утром потусили у шведского стола и бассейна до 12 дня, пошли…

• Вьетнам, февраль 2013, неделя вторая.

Дневниковые заметки. Вьетнам, февраль 2013. Неделя первая. 21 февраля 2013 год, Ханой Утром выписались из отеля, обрели ж.д. билеты по миллиону с…

Buy promo for minimal price.