lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee
lelavadee

Categories:

Древние миры 2010.

Всегда, всю школьную жизнь я считала себя тупой.
Началось все в первом классе, когда всем детям ставили звездочки, а мне кружочки.
Не сохранились мои школьные тетрадки за 1 класс, не знаю, что там глобально было плохо прописано в предложении "Моя страна - Россия. Я люблю свою Родину."
Потом я не могла до истерики выучить стих: "Вставай, красавица, проснись. Открой сомкнуты негой взоры на встречу утренней Автроры."
Я декларировала: "Проснись, красавица, вставай. Открой глаза уже давай!"
Это потом выяснилось, что я не умею учить стихи быстро. На заучивание любой длины стихотворения мне нужно три-четыре дня ежедневного чтения.
Задание с сегодня на завтра для меня невыполнимо.
С математикой дела обстояли получше: ну у нас попроще все было.
Дают образец: по нему и решаешь.
Несколько вариантов? Найди решение? Не было такого.
Но самый ужас начался, когда в пятом классе образовались новые предметы: география, биология, история.
Отставим вопрос о профпригодности учителей в принципе.
Изучение географии в нашем случае сводилось к переписыванию параграфов в тетрадь.
Но текст учебника!
Взять хотя бы историю. Мы учились по "классическому" учебнику, переиздаваемомоу с советских времен.



Авторы Екатерина Васильевна Агибалова, Григорий Маркович Донской.
Я процитирую введение.
Подходил к концу богатый событиями, бурный V век. В 476 Западная Римская империя (а как же Восточная, Северная и Центральная?)
ослабленная восстаниями рабов и колонов (кто это?), рухнула под сокрушительными ударами «варваров» (почему в кавычках?).
Рабство, мешавшее дальнейшему развитию хозяйства (чем?) и культуры (почему?) пало.

И дальше понятнее не становится.
Набор не переваренных фактов, напиханных по тематическим главам, но нет ни сравнительных характеристик, ни нормальных выводов.
Сокращения и пересказы в учебнике сбивают с толку.
Метания по временной шкале туда-сюда, отсутствие связей между событиями разных стран.
И так далее, и так далее.
Но когда я прочитала биографию авторов учебника, мне многое стало понятнее.


Екатерина Васильевна Агибалова до войны занималась в аспирантуре, дело шло к диссертации, ею гордился факультет.
Она была счастлива со своим мужем - молодым доцентом-евреем, подававшим большие надежды в науке. Юная пара была рада своим успехам, уверена в будущем.
Тяжело болела мать Екатерины и поэтому молодые остались в Харькове, когда пришли фашисты.
После приказа немецких властей «всем жидам г. Харькова собраться в колонну и отправиться в район ХТЗ»,
Екатерина собственными руками снарядила любимого мужа и проводила его туда, где он впоследствии был расстрелян.

В послевоенные годы она работала в школе: «оставанцев» не восстанавливали в аспирантуре.
В это время проводился всесоюзный конкурс на лучший школьный учебник истории средних веков.
Приняла в нём участие и Екатерина Васильевна. Ее рукопись была отмечена первой премией – высшей наградой конкурса и представлена к Государственной премии СССР.

Но тут, вдруг учитель-физик, бессменный железный парторг школы заявил на педсовете,
что не может допустить, чтобы советские дети учились по учебнику коллаборационистки, чтобы она была удостоена высокой государственной награды.
Он написал письма в ЦК КПСС и Совет Министров СССР, в Министерство Просвещения и в Академию Наук, в Комитет по Государственным премиям и во все другие инстанции.

Однако Агибалова Екатерина Васильевна была удостоена всё же высокой награды, вместе со своим соавтором – Г. М. Донским.
Фронтовик, инвалид Отечественной войны, Донской окончил университет и стал учителем. Вот, что он пишет о своей работе:
«… учебник мною писался на рубеже 50-х – 60-х годов от отчаяния и безысходности, ибо я тогда осознал, что больше так жить и работать не могу,
что нужен прорыв из буден во что-то иное. Это был поиск выхода из лабиринта, попытка напрячь все силы, чтобы одолеть судьбу».

В общем, учебник, как и весь учебный процесс, и люди, написавшие его, были продуктом своего времени.
И я взяла учебник В.И.Уколовой и Л.П.Маринович "История древнего мира".
По нему сейчас преподают историю в 5 классе общеобразовательной школы 641.

Автор учебника Уколова Виктория Ивановна - доктор исторических наук, профессор, завкаф кафедры всемирной и отечественной истории в МГИМО.
Почетный работник высшего образования. Председатель редколлегии РАН «Памятники исторической мысли».
Заместитель председателя экспертного совета по истории ВАК России Член редколлегий журналов «Вестник древней истории»,
«Преподавание истории в школе», ежегодника «Средние века». Член бюро российской ассоциации медиеивистов и историков раннего нового времени.

В общем, авторы учебника не пережили ужасы войны. Их не преследовали доносами. Не гнобили за национальность. Не задвигали на профессиональном пути.
Но текст учебника не сделал качественного скачка.
Он стал прозрачнее, понятнее... Но и только.
Понятийная каша, мешанина фактов, красочные цитаты не привязанные ни к чему.
Связи, логики повествования, выводов нет.

Завидую я современным детям.
Столько информации: логичной, стройной, понятной можно найти.
И взахлеб смотрю сериал
Древние миры, 2010
Великобритания

Всем рекомендую, информаця подана просто, но не скучно.
Пока дошла до третьей серии только, но узнала колоссально много о древних эпохах, когда только-только начинали зарождаться первые цивилизации.
И раз уж пошла такая тема: напишу еще об образовательных фильмах и сериалах, которые мы смотрим, но уже в следующем посте.

Tags: movies
Subscribe

  • Хорватия: Задар

    С утра сходили посмотреть Старый Город, впечатление оставил самое приятное, несмотря на толпы туристов. Потом на пляже посидели, поели…

  • Германия: Дюссельдорф, несостоявшийся Люксембург

    Утром подъем в 4, автобус в 5, в Дюссельдорфе в 7 утра. При побудке Настя собралась было плакать, но передумала. У Насти как попутчика много хороших…

  • Черногория: Дубровник, Хорватия: Омиш

    Дубровник - это такой must-see и локальный туристический ад для тех, кто едет в Хорватиюя: сутолока, лавчонки, тесные улочки. Старый город я сходу не…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Хорватия: Задар

    С утра сходили посмотреть Старый Город, впечатление оставил самое приятное, несмотря на толпы туристов. Потом на пляже посидели, поели…

  • Германия: Дюссельдорф, несостоявшийся Люксембург

    Утром подъем в 4, автобус в 5, в Дюссельдорфе в 7 утра. При побудке Настя собралась было плакать, но передумала. У Насти как попутчика много хороших…

  • Черногория: Дубровник, Хорватия: Омиш

    Дубровник - это такой must-see и локальный туристический ад для тех, кто едет в Хорватиюя: сутолока, лавчонки, тесные улочки. Старый город я сходу не…