lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee
lelavadee

Categories:

Терракотовая армия.

Почему Сиань был выбран в качестве первой точки в Китае?
Во-первых, это один из старых городов на земле. Первое поселение, раскопанное археологами датируется 3000 лет до н.э. Город же с момента основания стал столицей царства Чжоу, и служил столицей для 13 династий китайских императоров на протяжении двух тысячелетий. В это время он был одним из крупнейших городов мира, конкурируя в разные периоды разве что с Римом, Багдадом и Константинополем.
Во-вторых,  именно здесь, в 220 году днэ, император Цинь Шихуан впервые объединил Китай как единую империю, а потом велел захоронить себя в компании своей терракотовой армии.
Еще в пригороде Сианя на горе Хуашань проходит знаменитая Тропа Смерти, по которой нужно идти, пристегнувшись карабином для страховки, и откуда открываются ошеломительные виды. Но мы изучили, что маршрут длится около 20 минут, а стоит дорого.
И выбрали Терракотовую армию.
Однако.
1 мая мы неожиданно поняли, что Центральный железнодорожный вокзал Сианя принимает все поезда, кроме высокоскоростных, для обслуживания которых был построен Северный вокзал в другой части города.
Так что сначала нам предстояло доехать до музея с терракотовыми воинами с Центрального вокзала, а потом на такси переехать на Северный, чтобы оттуда уже добраться до Чъжанье. Это открытие существенно уменьшило наше время на пребывание и осмотр Терракотовой Армии.
Но мы не теряли присутствие духа.
Догуляли до вокзала мимо крепостной стены. Сдали рюкзаки в камеру хранения. И встали в длинную змеящуюся очередь на автобус 306 маршрута. Однако ужасались мы зря. Автобусы подходили буквально один за другим, салоны заполнялись моментально, и всего мы провели на остановке чуть менее получаса.
Наш автобус шел очень аккуратно и небыстро даже по свободным платным шоссе, четко соблюдая все предписания правил дорожного движения.
Неподалеку от пункта назначения были две непродолжительные остановки близ парка горячих источников Хуацин (Huaquing).
Еще несколько минут в пути, и автобус прибыл на конечную – парковку на краю обширного комплекса Музея терракотовых воинов и лошадей династии Цинь.
Мы потеряли довольно много времени у касс, 1 мая, толпы народу, много организованных групп...
Билеты стоят 150 юаней на человека (чуть более 1,5 тысяч рублей), причем проверяют их несколько раз.
После первой проверки билетов и весьма поверхностного контроля безопасности посетители попадают в парковую зону,
отделяющую суету парковок и торговых павильонов от зданий с музейными экспозициями. На первый взгляд, парк кажется большим, но это ощущение ошибочно.
Просто он хитро вытянут таким образом, чтобы дорога до самого музея была как можно более протяженной.
Преодолели мы его минут за 7 быстрым шагом.
На территории за парком стоят несколько зданий, интерес из которых для нас представляли лишь четыре.
Самый впечатляющий раскоп, конечно, первый. По площади он намного превосходит второй и третий вместе взятые – более 14 тысяч квадратных метров!
Именно там делают канонические и наиболее растиражированные фотографии терракотового воинства.




Загробная армия первого китайского императора, безусловно, впечатляет. Только ради нее одной стоит посетить Сиань.
Склеп имеет такую форму, чтобы глиняное войско было развернуто в боевой порядок, будто готово сразу вступить в бой.
С кем они могли воевать, ясно из расположения армии относительно императорского мавзолея – в двух километрах к востоку от последнего.
Таким образом, терракотовое воинство угрожало завоеванным Цинь Шихуанди китайским государствам на востоке.
К слову, Сиань и в наши дни считается Западным Китаем, хотя географически находится существенно восточнее географического центра страны.
Стоит обратить внимание на ямки в земляных валах. Некоторые из них являются настоящими могилами, в которых хоронили местных жителей в течение столетий,
когда расположение погребального комплекса Цинь Шихуанди уже забыли. Копнули бы могильщики поглубже, терракотовая армия была бы открыта куда раньше.
Впрочем, это едва ли бы пошло ей на пользу.
Раскопки комплекса все еще продолжаются, это процесс долгий и обстоятельный, китайцы явно не торопятся.
К мавзолею самого императора еще даже не приступали. Скорее всего, вернувшись сюда лет через двадцать, пытливый турист обнаружит в музее очень много нового.
Ирония судьбы заключается в том, что уделявший чрезвычайно много внимания своей загробной жизни Цинь Шихуанди умер от отравления ртутью,
которую принимал в тщетной надежде обрести рецепт бессмертия,
а основанная им императорская династия не продержалась после этого и пяти лет, будучи полностью истреблена внутренними распрями и политическими оппонентами.



По правую руку от входа музей колесниц, пожалуй, наименее примечательный объект из упомянутых четырех.
Раскоп №3 – самый миниатюрный из трех, находится он позади второго. Предполагается, что это прообраз хорошо охраняемого штаба.
Следующим мы посетили расположенный рядом обширный раскоп №2, который вполне можно было бы назвать склепом, если бы в нем погребли настоящих воинов.
Впрочем, до императора Цинь Шихуанди именно так китайские властители и поступали: прихватывали с собой на тот свет не только драгоценности, оружие и предметы интерьера, которые должны были скрасить им быт в лучшем из миров, но также полный спектр тех, кто должен был удовлетворять в вечности их повседневные нужды – от наложниц до ремесленников, а для защиты заживо хоронили многочисленных воинов. В этом смысле терракоторое воинство – очень большой шаг вперед в контексте гуманизма. Нет, Цинь Шихуанди вовсе не был добрым и милосердным человеком, зверств за время своего правления он натворил немало.
Скорее всего, инновация была вынужденной – непрестанные кровопролития предшествовавшей Эпохи воюющих государств изрядно обезлюдили страну, и погребение живых опытных воинов казалось слишком большим расточительством. Также в «глиняном эквиваленте» хоронили чиновников и актеров. Однако рабочих, ремесленников и наложниц с «просвещенным» первым всекитайским императором живьем погребли немало. Возможно, эти категории граждан считались менее дефицитными.
Солдат-лучник после реставрации.

P1390252.JPG

Стоило подойти к стоянке автобусов, мы тут же пали жертвами зазывалы-кондукторши. Да, между музеем и Сианем ходят также маршруты №914 и 915.
Только в отличие от 306-го они коммерческие. Первое отличие, бросившееся в глаза, на юань более дорогой проезд, причем билет в руки не дают, просто собирают деньги. Остальные особенности стали понятны по ходу движения.  Время в пути у «коммерсантов» совершенно непредсказуемо, ибо они стараются набить полный салон, любят постоять в «рыбных» местах и подбирают пассажиров даже на обочине платных скоростных магистралей.
Но Катя сумела убедить водителя, что мы опазываем на поезд, так что он гнал практически без остановок.
Далее был квест с поиском такси, чтобы доехать до Северного вокзала.
Квест с поиском нужной кассы, где можно обменять распечатанную бронь на билет.
Так что в вагон мы вбежали в страшной спешке.
Где выяснилось, что Настя потеряла свой билет.
Начался цирк.
Проводница позвала старшую смены.
Старшая смены позвала начальника поезда.
Начальник поезда позвал еще пятерых.
Все уверяли, что буду большие проблемы с выходом в город.
Обещали сообщить о нас начальнику станции, чтобы он нас встретил и пропустил через турникеты.
И ничего в итоге не сделали.
Но и проблем с выходом в город у нас не было.
Скоростной поезд из Сианя идет около 8 часов. Скорость достигает 250 км в час, от этого на фотках заборы и столбы становятся заваленными, а в тоннелях закладывает уши.

P1390252.JPG

Пейзажи сменяли друг друга.Мы ехали мимо снежных вершин, небольших городков и рек.

P1390252.JPG

Весь день мы были без интернета, поэтому не получили письмо о бесплатном трансфере из отеля.
В Чъжанье мы приехали у же поздно , в темноте и под дождем поймали машину за 20 юаней, водитель  нам тут же начал впаривать свои услуги по завышенным ценам.
В гостинице нам тут же предложили пошарить машиину на весь день и на четверых вышло 500 юаней.
Так что мы нашли в какой-то забегаловке разводных макарон, потому что все приличные заведения уже были закрыты.
Поужинали и легли спать.
Завтра предстоял не менее насыщенный день.
Tags: Китай
Subscribe

  • Кения и Уганда. Часть 2.

    Итак, мы двинулись дальше, в Queen Elisabeth Park. Опции те же: боат-трип, гейм драйв. А еще там есть древолазающие львы в Ишаше, это другая часть…

  • Кения и Уганда. Часть 1.

    Среди стран, которые я бы не хотела посещать никогда, я уверенной рукой вывела Африку. Она мне казалась чем-то ужасным, еще более мусорным, бедным и…

  • вот здесь буду собирать все записи Ксюхи про Африку

    А Ксюха все пишет и пишет, и чем дальше, тем интереснее. Иногда мне самой не верится, что я там была: читаешь как приключенческий роман. Вот здесь…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments