lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee
lelavadee

Categories:

Норвегия - 2014.

22 июня 2014 года, Осло
Жж - все-таки великая сила. Еще 4 года назад я писала о том, как трудно найти хорошего попутчика, о самостоятельных поездках не знала ничего, и год готовилась к первому серьезному путешествию. А теперь! Я сходила в мае на слет Туристят, Маша оставила мне комментарий на тему. Я зашла на ее страничку, увидела пост о Норвегии на яхте в июне с 22 по 29, и моментально приняла решение присоединиться.
О Норвегии я никогда не задумывалась, и в планах ее не было. Норвегия страна дорогая и не слишком приветливая. В Тае я тратила 1000 рублей в сутки на все: еду-жилье-транспорт-развлечения. В Норвегии батон хлеба стоит 150 рублей, поездка на автобусе 150 рублей, мороженое 150 рублей. О том, чтобы жить в гостинице не идет и речи - разоришься. Еще и погода неустойчивая. Вроде лето, тебя разморило под жарким солнышком, и ты достаешь со дна рюкзака шорты, и думаешь нафига ты тащила два свитера. Вдруг солнышко спряталось за тучи, налетел северный ветер, начал накрапывать дождь. Ты понимаешь нафига тебе два теплых свитера и ветровка, и несмотря на них у тебя замерзают пальцы рук и уши. Еще одним доводом против было то, что о яхтах я знала только то, что они в теории должны куда-то плыть. Но Маша взяла в поездку двоих детей, и я решила, что раз уж детям это под силу, то и я справлюсь.
Страховка у меня годовая (дополнительную на активный отдых брать не стала), виза шенгенская, билеты я взяла на те же рейсы Аэрофлота, что и остальное. А вот снаряжение пришлось докупить. Взяла сапоги, непромокаемую куртку и штаны, яхтенные перчатки, автомобильную зарядку для мобильника, солнечные очки, гермомешок. Вот здесь хорошо описано, что и зачем покупать.
В первый день мы прилетели, доехали до места дислокации, суть дом друга в отъезде. Дети спали на полу, мы втроем заняли двуспальную кровать, было удобно.
23 июня 2014 года, Осло
Второй день прошел в хлопотах: Женя с детьми закупалась продуктами, Маша ксерила лоцию, мне было поручено посещение хозяйственного и парусной мастерской. Было бы гораздо быстрее, если бы я догадалась взять с собой права, но я перед вылетом посмотрела на них и отложила в сторону. Никогда так больше не буду делать. Машина у нас была, а возможности ею воспользоваться - нет.
Общественный транспорт в Норвегии - это отдельный квест. Покупать билеты на транспорт у водителя дорого, посему нужно на телефон скачать специальное приложение, и потом предъявить на входе... телефон. На котором будет идти обратный отсчет, если ты купил билет на 24 часа, например. Такой билет имеет смысл покупать, если поездок в день планируется больше трех: одна поездка - 30 крон, проездной, действительный на сутки, 90 крон.
Как полному чайнику в яхтенном деле, я совершенно не понимала, почему нужен гермомешок и откуда в рундуках может появиться вода. Капитан-Маша ругалась, и заставляла перепаковывать вещи, и перекладывать продукты. Вообще на Машу легла двойная ноша: кроме организационных хлопот, Маша как капитан несет полную ответственность за жизнь и здоровье экипажа от начала и до конца плавания.
Для того, чтобы яхта отправилась в плавание нужно знать кучу информации: все погодные условия, а главное силу и направление ветра, все географические данные, а главное координаты стоянок, мелей и течений. Перед выходом в море нужно заполнить судовой журнал. Карандашом, чтобы текст в случае попадания в воду все равно можно было прочитать. Этот же документ так же является доказательством в суде, если что-то случилось с яхтой или экипажем.
Яхта, Elor 65/ Jouet 22, небольшая, спальных мест 4, поэтому дети частично спали на полу. Экипаж взрослых: Маша-капитан, Женя-старпом, я и двое детей: Маринка 6 лет и Федя 7 лет. При попутном ветре на парусах яхта способна развить скорость 8 км/час, при встречном она будет идти галсами, то есть зигзагами, поэтому общее пройденное расстояние по прямой будет около 2х км/ч, развлечение интересное, но долгое. Поэтому, чтобы не мучить детей мы шли при встречном ветре под мотором.
Нитка маршрута.
Осло-СЭтре-Стеллины-Оскарбогр-Осло.
Как и всякий капитан, много ходивший в море, Маша имела неисчерпаемый запас баек, одна мне понравилась особенно.
Однажды была необходимость перегонять яхту ночью. Не видно ничего, темно от слова совсем. Вдруг человек, стоящий за штурвалом видит яркий огонь прямо по курсу. Круглый красный шар на большой скорости приближается к яхте, что делать? В панике было принято решение срочно сворачивать с курса и уступать дорогу. На следующий день в судовом журнале появилась запись: "Было произведено расхождение с луной. Успешно."
24 июня 2014 года, Стейлины
Выйти в море оказалось нетривиальной задачей. Яхта, кроме руля и мотора, слушается еще и ветра, течений и силы инерции. Поскольку я раньше яхты вообще видела только на картинках, Маше пришлось делать все самой: и выруливать, и следить, чтобы мы не причинили ущерб другим пришвартованным судам. Далее уверенной рукой Маша отправила яхту под мост... где мы сбили флюгер и застряли. Вот тогда я сильно пожалела, что по наивности не упаковала ценные вещи в гермомешок. Женя предлагала класть мачту. Маша позвонила в службу спасения, где ей велели звонить по другому номеру. Номер состоял из длинного ряда цифр, которые нужно было с первого раза запомнить, чего Маше не удавалось. Яхту все больше заваливало на бок: ее сносил под мост свежий попутный ветерок. Одни дети проявляли здоровый оптимизм и веселое любопытство.)) Впрочем, опасности никакой нам не угрожало. До берега было метра три, на детях спасжилеты. Позже Маша объяснила, что даже если яхта хлебнет воды, то вода все равно сольется в специально придуманные умными людьми для этой цели отверстия, плюс киль не даст ей перевернуться кверху дном ну разве что по пути нам встретится тайфун или цунами. Сверху с моста нас радостно фотографировали рыбаки и выкладывали видео на ю-туб. Уже через две минуты к нам подъехала лодка с предложением помощи и через три минуты мы плыли в заданном направлении, то есть к Стейлинам (Steiline).
По дороге Маша учила управлять лодкой. Объясняла, где стаксель, где грот, и что такое "крутить фордачка". Ветер был попутный, но слабый, иногда казалось, что яхта просто стоит на месте. Когда ветер стих совсем, Маша включила мотор.
Стейлины - это группа небольших островов. Раньше там был завод, теперь туда приезжают детские группы для обучению всем видам водного спорта. При мне дети управляли одноместными ботиками, было очень забавно смотреть, как тренер крутится на моторной лодке, пытаясь успеть помочь и дать совет каждому. Пришвартоваться на 24 часа стоит 1000 рублей. Платить надо так: класть денежку в специально оборудованный ящик. Если нужна сдача - берешь оттуда же.))
Берег оборудован столиками, есть туалет и горячий душ, небольшой песчаный пляж и даже что-то вроде историко-краеведческого музея. Дети сразу полезли купаться, наплевав на температуру воды, потом бегали остров изучали, землянику собирали, на качелях качались, уток гоняли. Очень спокойное место, вроде как на пикник выехать, только на яхте, а не на машине.
Общее пройденное расстояние за этот день около 18 км.

P1160974


25 июня 2014 года, Сэтре
Сегодня был план дойти от Стейлинов до Сэтре (Saetre), это что-то около 18 км. Но погода нам не благоволила. Сначала дул вполне умеренный ветер, и Маша развлекала команду загадками типа: кто кому уступает дорогу на море? и чем опасно, если рядом проходит крупное судно? Дети развлекались частично сами: играли в настольные игры, ссорились-мирились, читали книжки, рисовали. Потом им надоедало сидеть внутри яхты, и они то ходили посидеть на нос яхты, где пристегивались, чтобы их не смыло, то просили подержаться за румпель, чтобы управлять яхтой, то играли со взрослыми в данетки и контакт. Еще детям было вменено в обязанность махать всем встречающимся яхтам в знак вежливости, если у капитана или рулевого была заняты руки. На некоторых яхтах, кроме флага страны, болтался "Веселый Роджер", а у одной даже пластиковый скелет с человеческий рост на рее висел: дети были в восторге.))
Потом ветер стих, и мы пообедали. А затем налетел небольшой свежий ветерок. Детям тут же было велено сидеть внутри, но им было весело: яхту прикольно качает. Взрослые в моем лице испытывали смешанные чувства: ставить-снимать паруса при сильном ветре нужна сноровка, сила и умение. Теперь я поняла, почему гротом при непроизвольном повороте может ударить так, что получишь ЧМТ - при такой силе ветра эту железную трубу удержать руками практически невозможно, поэтому обязательно нужно соблюдать технику безопасности. Позже Маша рассказала, что даже грота-фалом (т.е. веревкой, которая держит грот) может при непроизвольно повороте грота сломать человеку руку.
Машино мастерство и быстрая реакция не позволяли яхте зачерпнуть воды, но при этом ветер нес яхту совершенно не в задуманном направлении, и, как ни старалась Маша, яхту упорно клало на бок при попытке пойти в нужный нам проход под парусами. В конце-концов мы убрали паруса и дошли до Сэтре под мотором.
В Сэтре мы заправились, погуляли, приготовили ужин. Столики, душ-туалет, все оборудовано, но место в целом менее приветливое, чем Стейлины. За стоянку мы заплатили 1000 рублей. За мороженое для экипажа 700 рублей.
Типичный норвежский пейзаж.

типичная норвегия

26 июня 2014 года, Оскарборг
Очень удачный день получился. В первую половину дня мы дошли до островов Кахольм, это где-то 5 км и час пути. Пришвартовались, оплатили стоянку в парковочном автомате и пошли гулять по Оскарборгу.
Крепость Оскарсборг была построена в 1844-1853 гг. на островах Северный и Южный Кахольм в Осло-фиорде и была являлась важным элементом укрепрайона защищавшего морские подступы к столице Норвегии. Именно артиллерия и торпедные береговые установки Оскарсборга потопили 9 апреля 1940 г. немецкий тяжелый крейсер "Блюхер" и сорвали прорыв кораблей кригсмарине к Осло.
После войны Оскарсборг еще долго использовался в системе морской обороны Осло, а потом превращен в музей, сохраняя, однако, функции учебного центра береговой обороны.
В крепости работают два небольших бесплатных музея, посвященных истории Оскарсборга и истории норвежской береговой артиллерии, им-то мы и посвятили первую половину дня. Вторую половину дня под непрекращающимся дождем мы посвятили прогулке по острову. Для детей проложена тропа вокруг остова, где по пути можно решать загадки, относящиеся к истории Оскарборга, есть редуты, склады, камни, по которым так интересно карабкаться, и даже оборудованные детские площадки.

P1170004

27 июня 2014 года. Возвращение.29
Прогнозы погоды на 28 число были не утешительны. Маша была за то, чтобы вернуться в Осло 27, команда не возражала, потому что подозревала, что возвращение в дождь и при встречном ветре будет утомительным и холодным.Так что мы встали рано, и без завтрака вышли в море. Общее время плавания: частично под парусам, частично под мотором было около семи часов. Дети перенесли дорогу отлично, капитан-Маша долго смеялась, когда я сказала, что всю жизнь думала, будто положение парусов "стаксель на бабочку" - и есть правильное положение для парусов яхты.
По дороге я сделала пару героических фоток. На самом деле, снимать, когда яхта в движении с поднятыми практически не возможно: нужно постоянно мониторить gps на случай мелей, наблюдать за парусами на случай неожиданного переворота, и глядеть в оба, чтобы не врезаться - движение по Осло-фьорду довольно интенсивное.
Сначала румпель доверили мне, но я упорно не могла совладать с мотором, который тоже, оказывается, может действовать в качестве руля, если волны его поворачивают на бок. Так что после того, как я с настойчивостью маньяка пыталась протаранить встречную моторку, которая убегала от меня как могла, румпель забрала Женя, как более опытный и зоркий член экипажа.
P1170016

Капитан-Маша и дети.

P1170023

28 июня 2014 года, Осло
Яхта, это не только веселое времяпровождение, но и быт. Много быта. Готовить и есть, спать и переодеваться, развлекаться и прокладывать маршрут приходится в довольно ограниченном пространстве. Утро 28 числа было посвящено приведению яхты в порядок: упаковке вещей, сушке матрасов, приведению яхты в первоначальночистый вид.
После обеда мы с детьми отправились в Folk's, что-то вроде нашего Этномира. Все мероприятия для детей как раз кончились к нашему приходу, и все равно было очень интересно: взрослые смогли ознакомиться с бытом и жизнью норвежцев сто лет назад. Грустно они жили: поразил рассказ о том, что белье стирали три раза в год, а платьев всего было два: для дома и для выхода в церковь. По записанным воспоминанием одной бедной девочки, она носила платье в будни наизнанку, а для похода в церковь переодевала его на лицевую сторону. Что касается детей, они с удовольствием рассматривали игрушки и предметы быта, а потом бегали по выстроенной исторической деревушке с домиками с травяными крышами, разглядывали лошадок и телят.
Вечером мы были в гостях у знакомых Маши, ели пиццу, а потом заехали в парк скульптур Вигеланда. Я пришла в бешеный восторг, фотографировала без остановки. Скульптор, конечно, слегка сумасшедший, но если к его творчеству подойти с юмором, то оторваться невозможно.

29 июня 2014 года, Осло
Сегодня вечерним вылетом мы отправились в Москву, но днем мы с детьми еще успели зайти в музей Фрам, где хранится одноименный корабль Нансена. Музей посвящен полярным экспедициями. Дети честно прошли музей, осмотрели корабль, а потом ускакали играть в детский уголок с батутами и игровыми автоматами.
Вот, собственно, и все. Неожиданный и необычный опыт, который принес мне знакомство с замечательными людьми и новым водным видом передвижения. А с капитаном-Машей нам предстоит еще много разных приключений. Но об этом я как-нибудь при случае в другой раз расскажу.
Tags: Норвегия
Subscribe

  • Хомяк.

    У нас теперь живет хомяк Фима, которая раньше была Фомой, но оказалось. Это подарок на день рождения Сереге от Насти. Я возражать не стала, раз уж…

  • Туман, он же Плюшка, он же Белый.

    Давно думала, что нужно устроить фотосессию, потому что Белый крыс уже плох. У него начали отказывать задние лапы, и он не мог уже ловко вкарабкаться…

  • Как живут крысы.

    Итак, знакомьтесь, кто еще не знает. Рыжему Персику и Белому Туману сейчас 1 год и 8 месяцев. Они взяты из питомника "Планета Крыс".…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Хомяк.

    У нас теперь живет хомяк Фима, которая раньше была Фомой, но оказалось. Это подарок на день рождения Сереге от Насти. Я возражать не стала, раз уж…

  • Туман, он же Плюшка, он же Белый.

    Давно думала, что нужно устроить фотосессию, потому что Белый крыс уже плох. У него начали отказывать задние лапы, и он не мог уже ловко вкарабкаться…

  • Как живут крысы.

    Итак, знакомьтесь, кто еще не знает. Рыжему Персику и Белому Туману сейчас 1 год и 8 месяцев. Они взяты из питомника "Планета Крыс".…