lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee

Лаос, февраль 2013, неделя вторая.

Дневниковые заметки.
Лаос, февраль 2013.
Неделя первая.

8 февраля 2013 года, Ванг Вьенг
Cегодня мы переехали на второй этаж отеля, в номер с видом на горы, по той же цене, как и обещала хозяйка. Целый час зависали обе на балконе, не могли оторваться, у меня так просто мечта сбылась.

Потом стали соображать, чем бы заняться.
Что здесь вообще делают:

Кayaking - сплав на полдня или на день. Всех забирают в 9 утра, возвращают в 3 или 5. Я бы сплавала, но за Настюху сильно не уверена, что она столько выдержит. Закрою гештальт в Зеленом каньоне в Индонезии.
Tubing - тебя сажают в надутую камеру и ты два часа с мокрым задом любуешься горами. Это лучше делать в компании с пивом, а не с ребенком.
Trekking - для героических личностей, по такой жаре-то.
Ballooning - и хочется, и колется, с некоторых пор я высоты боюсь. Не уверена, что получу удовольствие.
Cycking - видела человека, который на велике 50 км по горной дороге отмотал. Жив и доволен. Прямо горжусь знакомством. Сама я на такое не способна.
Climbing - эх. Вот это дело. Я бы полазила. Но куда Настюху девать?
Итого я взяла байк в аренду и поехала смотреть пещеру с Blue Lagoon. Взяла автомат за 80 тыс. Решение было не верным. По пересеченной местности лучше все же механика, и стоит она 40 тыс. Еще и бензину залила полный бак на 22 тыс., что тоже совершенно излишне, ехать минут 15 оказалось в итоге. Первый байк у меня глох все время, я попросила поменять. Второй байк умер прямо посреди пути, дядька приехал, оказалось, что от тряски отошел контакт в батарее. Заменил, поехали дальше. Оля писала об ужасах местных дорог: сейчас их там нет. Есть вполне прямая, хоть и тряская грунтовка. Проезд по мосту стоит 10 тыс., но можно объехать по соседнему, это я потом поняла. Вход в пещеру 10 тыс.
Приехали, посмотрели: в ряд стоят тук-туки, байки, велики. Кто-то даже пешком приходит. Народ с дикими криками сигает в минеральный источник с дерева, пьет пиво на поляне, играет в волейбол, загорает. Если Тат Ло очень напоминает наш Кавказ, то здесь "Серебряный Бор" у Москвы-реки прямо. Мы, конечно, окунулись, чтобы остыть с дороги. Вода ледяная.
И полезли по каменным ступеням в гору. Пещера огромная, с разных ракурсов совершенно открываются все новые виды. Через дыру в потолке проникает свет, все сталактиты и сталагмиты можно руками потрогать, а лучше постучать - они звучат приглушенно на разные голоса, а при свете фонарика камень начинает искриться.

Настюха пришла в бешеный восторг, я, честно сказать, тоже. Волшебное место, лучшее, что я видела в своей жизни. Никаких тебе дорожек, заграждений, оборудованных площадок для культурного просмотра, только огромные камни и красота. Лазали мы целый час, наверное, но лучше, конечно, одеваться соответственно, на ноги - сапоги, брать проводника и идти вглубь. Но не с бешено скачущей по камням Настюхой, которая совершенно не боится падения. Так что вылезли, на травке у источника повалялись и поехали домой ужинать.
Едим мы здесь всегда в одном месте, дешево и вкусно. Лаап 20 тыс., карри 20 тыс., сэндвич 10 тыс, блинчик с бананом 10 тыс, коктейль 5 тыс. Коктейль слабенький, много льда, мало фруктов, но здесь везде так. Кроме Чампасака, эх. А готовят очень вкусно, и к основному блюду всегда рис несут бесплатно, что приятно.
9 февраля 2013 года, Ванг Вьенг
С утра, после вчерашних скачек по камням, у меня заболели ноги. «Некомплект», - подумала умная Маша. Сейчас пишу, а у меня еще и руки не работают. Но все по порядку.
Утром взяла механику у того же дядьки, 40 тыс. Какое же это удовольствие! Амортизация, легкость в управлении, маневренность, мощность! Я даже не подумала брать механику раньше, т.к. в отчетах Ксю писала о ней с легким ужасом и оттенком героизма. А по мне, так после байка - скутер полный отстой.
Поехала в Chang-cave. 5 тыс. проезд по мосту, 15 тыс. вход. Это уже окультуренная пещера: лесенки, ограждения, подсветка. Мы были рано, поэтому одни. После набежали экскурсионные группы. Немного утешил меня красивый вид на окрестности, и тот факт, что, наверное, и Блю Лагун с дорожками и подсветкой выглядела бы так же уныло. В Chang-cave меня очень заинтересовал мост в неизвестность, но Настюха была решительно против хождения по неизвестности и требовала вернуться на цивилизованную тропу. Пришлось покориться.

Потом мы поплавали в еще одном минеральном источнике у подножия горы, вода там на удивление теплая (ну ок, холодная, но теплее вчерашней Блю Лагун), цветом ярко-синяя, прозрачности невероятной: на дне каждый камушек виден, глубина метра два. Весь интерес был заплыть под своды пещеры, там метра три всего, но прикольно все равно. Камни ниже по течению реки от отложений минеральных солей стали аквамариновыми, красиво.
Дальше мы поехали в Water Cave, мне интересно было сплавать на тюбинге внутри пещеры. По карте она расположена в километре от города. Дядька, давший нам карту, утверждал, что она в тринадцати километрах. Встречные туристы на велосипедах заверяли, что видели проезд к пещерам в километре, но байк там не проедет. Дядька с тук-тука сказал, что нужно ехать 10 км, и там будет знак. Мы доехали до моста, который есть на карте, карта однозначно указывала, что поворот на пещеры должен быть до моста. Или на карте забыли нарисовать еще одну реку с мостом. Или она not-to-scale именно в том месте, где мост. Короче, я поняла, что не судьба.
Тогда я решила, что нужно хотя бы на байдарке сплавать, раз еще есть пара часов до заката. Опять облом. Никак не могла договориться с турагентствами. Основная сложность, что я одна (ну ок, с ребенком, но ребенок все равно грести не может), а байдарка или двухместная или одноместная. В одноместную мы с Настюхой не влазим, в двухместную нужен второй гребец. Мне называли цены от 120 до 200 тыс., что огорчало. В итоге, от безнадеги, я взяла тюбинг за 55 тыс. Полный отстой. Камера почти не движется, потому что течение медленное, попа мерзнет, и явно не хватает весла. И тут мне повезло. Я просто договорилась с проплывающей мимо байдаркой, и за 35 тыс. Настюху посадили на нос лодки, тетку спереди посадили верхом на мой тюбинг, отобрали у нее весло и вручили мне, а сзади сел гид. Настюха была в экстазе, сбылась ее мечта. Она вставала на носу у лодки и махала проплывающим мимо, играла с теткой, периодически перелезая с носа лодки прямо тетке на колени, чтобы посмотреть, как я гребу. Я гребла и радовалась, слушая периодические стоны с тюбингов: «I dream about the hot shower!», «Oh, shit! Two more km, i cant bear it!», «Take us on the board, please!». В итоге все были счастливы, и от счастья и частичного онемения рук я-таки положила байк на бок на горке у дома. Вот всегда у меня так, в конце расслабляюсь, и теряю бдительность. Хорошо, что скорость была 0, байк цел, на Насте ни царапины, у меня две царапины на локте, вообще не страшно. Однако, байк сдавать. Я его помыла из бутылки (а то странно: одна сторона запыленная, а вторая чистая), дядьке мило поулыбалась, забрала паспорт. Дядька очухался поздно, догнал нас уже у отеля, но начал не с того, а именно: стал тыкать пальцем в поцарапанную ручку, которая я точно знаю, так и была (когда брала байк обратила внимание), зачем-то в подножку (если бы от подножки что-то отвалилось, остались бы куски на дороги, а я внимательно осмотрела место происшествия, ни крошки от байка не отвалилось) и в пару царапин на крыле. Учитывая вчерашние выкрутасы с неисправными байками, я хладнокровно заявила: «It was already» и потопала дальше. Дядьке пришлось смириться.
10 февраля 2013 года, Луанг Прабанг
Утром успели только воды и сэндвич в дорогу купить, и сразу поехали. 8-15 выезд, 15-00 приезд, 7 часов в микроавтобусе, и все это время серпантин. Нам достались три первые сиденья, удобно. Сначала я ехала и восхищалась видами. Потом Настя уснула, а меня начало конкретно так мутить. Последний километр до промежуточной остановки мне дался особенно тяжело, но дотерпела. Выгрузили у грязной забегаловки с красивым видом на горы. Мы поели нудл-суп за 15 тыс. и манго за 5 тыс., после чего мне стало лучше, а Настюхе хуже. Так что я ее обтерла водой, велела лечь на спину и закрыть глаза. Помогло, доехали.

А тут нас настиг китайский новый год. Все отели забиты, мест нигде нет. Забыла я, что у него дата плавающая в любую сторону, в прошлом году 02 февраля был, в этом 10 февраля, в следующем 31 января. Везде FULL, ужас. Я уже раздумывала над тем, спать ли как французский колонист в отреставрированной вилле за 45 долларов, или как настоящий бекпекер за 30 тыс. в дормитори, когда мы наткнулись на грязноватый китайский отель за 115 тыс. Упали в нем не раздумывая. Пришли немного в себя, и пошли на найт-маркет. Взяли манговый коктейль за 10 тыс. (невкусно), блинчик за 10 тыс. (невкусно), булку с манго за 10 тыс. (ну хоть здесь угадали) и по рынку прошлись. А потом я увидела едальню, знакомую еще по Таю: в столы вделаны глиняные сосуды, в них насыпаются угли, сверху ставится решетка. Набираешь со шведского стола морепродукты-яйца-мясо-овощи и жаришь. Есть и готовая еда, но вся острая. На десерт фрукты и немного местных сладостей. Я еще в Тае хотела попробовать, но тогда с меня захотели доплату за то, что я одна, так что я обиделась и ушла. А здесь я заплатила 60 тыс. за себя, и сэкономила на Настюхе 30 тыс. (я не нарочно, просто вывеска на лаосском была, я потом дотумкала, что дети не бесплатные вовсе), и мне даже нашли место, хотя было большое бронирование под чье-то день рождения.
Пришел официант, насыпал углей, сверху решетки положил кусок сала, сбоку в специальное углубление налил соус. Про фотоаппарат, дабы запечатлеть сей знаменательный момент, я и не вспомнила. Сначала я пыталась что-то жарить, но у меня все пригорало, хотя официант, видя мои мучения, даже льда принес, пламя приглушить. Потом до меня дошло, что проще варить, а не жарить, чем я и занималась. Потом я пыталась накормить Настюху, которой было жарко сидеть возле углей, и вообще хотелось бегать. Потом меня подкармливали сердобольные китайцы с соседнего столика, потому что опытным глазом определили, что ничего путного я не приготовлю.
- А еще попробуйте, это курица. А это свинина. Креветки, вы должны обязательно попробовать. Это бекон, он очень вкусный, возьмите. Берите-берите, не стесняйтесь.
Под конец очень хотелось унести ноги от такой заботы.)
Опьянев от вкусов-запахов и долгой дороги, мы добрели до отеля и рухнули спать.
11 февраля 2013 года
Китайский отель не так уж плох с той точки зрения, что с ребенком играл весь персонал с утра. Дают бесплатно чай-кофе-бананы на завтрак, как и везде, впрочем. А еще мне лень было опять бегать с рюкзаком с ноющей Настасьей. Туристы поопытней договариваются с понравившимися отелями загодя, но вчера не сообразила. Так что мы выписываться не стали, зато я взяла велик за 15 тыс. И поехали мы кататься.  Со времен отчета Оли, здесь стали давать в прокат байки, но цена 15-20 долл., не интересно. Тук-тук до любой достопримечательности от 150 тыс., тоже не интересно. Посмотрела храм-какой-то-там у реки, вход 20 тыс., но билеты никто не проверяет и продают их с одной стороны, а ворот несколько. Так что платить не стала. Неплохо, но жарко. По храму стотыщ китайцев бродит, собираются ехать дальше на водопад. Ну и мы с ними поехали. Я честно готовилась платить, но не заплатила, просто не поняла кому. Стотыщ китайцев в автобусе едет или стотыщ и один, роли не играет, кто ж их считает? Хотя я сделала вид, что мы китайцы, Настасья произвела фурор, да. Ей ставили мультики, ее закармливали конфетами, и каждый мечтал с ней сфотографироваться.
Вход на водопад 20 тыс., мы заплатили, но зря, опять никто даже не проверил. Настя пришла в восторг от медведей, и в еще больший восторг от уродливых скульптур, демонстрирующих высоту медведей разных видов. Ходила, обнималась с ними, как с родными.
На водопаде красиво, вода молочно голубая и аццки холодная. И стотыщ китайцев, не забудьте. В общем, я бы разочаровалась, если бы заплатила, а так - нормально у воды жаркий денек провести.

После водопада мы пиццу есть пошли, Настасья с Ванг Вьенга просит. 60 тыс, тонкое тесто, вкуснющая. Настя бегала разглядывала гирлянды мигающие новогодние, и на деревянном ксилофоне играла.
Еще один гейт на сегодня: массажный салон. Насте мультики поставила, а сама Лао-массаж заказала, ни на что не надеясь, в общем-то. Цена 40 тыс. (вдумайтесь в цифру, это около 150 рублей). Суть массажа - тебя просто мнут, как тесто, хорошо, видимо, разминать мышцы после целого дня в поле. Ну мнут, и мнут, кайфа, в общем-то никакого. Зато когда массаж кончился и я встала... Никакой усталости в теле, никакой боли в мышцах, спина распрямилась, и в теле легкость, готова исследовать мир дальше. Только темно и спать пора. Завтра еще раз пойду. И последний на сегодня момент: найт-маркет. Насте коктейль манго с йогуртом 10 тыс. (фигня), а мне lao-beer 10 тыс. (зачот). По дороге Настя мне устроила скандал, что ей нужен браслет. Вотпрямщаз. Одна маленькая девочка-продавец заработала на нас 5 тыс., куда деваться.
По этому поводу вспомнилось, что поехали мы как-то с мамой и Катей-сестрой на Черкизовский рынок, что-то там мне покупать. Катя-сестра вела себя безобразно, орала и вообще капризничала.
- Мам, да купи ты ей что-нибудь, - догадалась я, - вон хоть юбку с футболкой за 100 рублей.
Стояла ранняя осень, и летнюю одежду сейчас покупать было глупо, но мама согласилась. Так что все оставшееся время довольная Катя ходила с пакетом в руках, и совершенно спокойно дала нам выбрать все, что было нужно. Юбку с футболкой Катя так и не одела ни разу. Переросла.)
12 февраля 2013 года, Луанг Прабанг
Сегодня мы просто катались на велосипеде (15 тыс. за день) по городу, я пыталась проникнуться духом города. Я не от одного человека слышала, что приехав сюда на два дня, они остались на две недели. Я не прониклась.
Во-первых, нам как-то капитально не везло с едой. Нам приносили, не смотря на просьбы, острое. Или невкусное и неправильно приготовленное. Или вообще не то, просто потому, что того, что мы заказали не было. За день мы умудрились посетить штук 5 кафешек с неизменным результатом: уходили голодные.
Во-вторых, дорого. В единственное дешевое место на найт-маркете стояла очередь. Там и правда прикольно: платишь 10 тыс., набираешь со шведского стола сырые овощи, грибы, мясо и тебе это готовят на огне вместе с рисом. Но ради этого выстоять очередь из 20 человек может только настоящий бекпекер.
В-третьих, там нечем заняться. Ну да, милый колониальный городок. Немного поездив по нему, я поняла, что народ в основной массе сидит в кафешках, медитирует на Меконг и пьет пиво целый день. Завтрак, плавно перетекающий в ужин. А что делать с ребенком, который пиво не пьет и Меконгом не интересуется - не понятно. Или здесь можно заниматься пещерингом-байдарингом, но этого Ванг Вьенг существует.

Но покатались, залезли на гору, посмотрели на Луанг Прабанг с высоты, красиво. На смотровую билеты продают по 20 тыс., как водится, никто их не проверяет, мы не купили.
Залезли в речку Кхан: вода теплая, берега глинистые, течение быстрое, народ пялится - никакого удовольствия, короче. Плюс к купабельному месту ведет хлипки бамбуковый мост, за проход по которому с иностранцев дерут 5 тыс. Утомила уже привычка лао-people сидеть в каждой дырке и стричь бабло.
Поехали в золотой храм на холме, по дороге заблудились, как водится. Приехали вовсе не туда, посидели у другого храма: приятно, но ничего особенного.
Короче день как-то бестолково прошел. Зато вечер был неплох. Сначала oil-massage за 50 тыс. кип, потом купили билет до Удомсая за 90 тыс. на двоих, затем Настя немного дала мне посмотреть новый фильм с Томом Хенксом. В библиотеке прямо рядом с нашим гестом киносеансы проводятся. Фильм крышесносительный, надо на русском посмотреть еще раз, я ничего не поняла.
UPD Фильм называется "Облачный атлас".
13 февраля 2013 года, путь из Луанг Прабанга в Сапу: Удомсай, Мунг Ка
Как я уже писала, заплатила я 90 тыс. за билет до Удомсая. Насте тоже досталось отдельное сиденье: был ли это умный ход со стороны агентства или мне просто повезло, не знаю. Минибас тесный, вдвоем на одном сиденье мы бы убились 4,5 часа ехать. А так в 9 утра выезд, в 13-30 приехали, не напряжно.
Оказалось, что прямых автобусов до Дьенг Бенг Пу нет, надо ехать в Мунг Ка, откуда этот автобус пойдет завтра в 6 утра.
Деваться некуда. Пообедали, побродили и поехали дальше. Заплатила 35 тыс., Насте я занял отдельное сиденье, все удобно. В 15-30 выезд, и в 18-30, через 3 часа я уже кормила Настю в первом попавшемся отеле, куда мы упали за 50 тыс. Стены отеля картонные, справа какой-то мужик выяснял что-то важное по телефону, слева кто-то мылся в ванне, но нам уже было все равно. В восемь вечера уже обе спали.
По деньгам небольшой экскурс. Называется: куда уходят деньги.
эмэндэмсы за 8 тыс.
печенье 15
мангостины 15
нудл-суп 15
орехи 20
булки 5
вечером рис с колой 20
два мороженых 10
Итого 108 тыс. потрачено. Вот тебе и дешевый Лаос. Ни разу не дешево.

Итоги по Таиланду я уже писала. За вторую поездку мнение мое не поменялось и кардинально нового я ничего не напишу. Поэтому сразу итоги по Лаосу.
Лаос оказался рекордсменом по развенчиванию мифов.
Миф 1. Здесь плохие дороги.
Может быть раньше так было, но теперь на всех туристических маршрутах прекрасный свежий асфальт. Welcome.
Миф 2. Здесь дешево.
Ничего подобного. По итогам получилось ровно столько же, что и в Тае. Только в Тае уютный гест с чистыми простынями и горячей водой, а здесь бамбуковая хижина с видом на водопад. Ну, тут уж каждый выбирает для себя.
Миф 3. Никто не говорит по английски.
Выросло-выросло поколение, которое. Ну то есть их дедушки-бабушки - нет, их родители с трудом. А «молодое-незнакомое» вполне.
Миф 4. Там вкусно кормят.
Не вкусно. Один раз мне повезло, в Чампасаке. Ну еще съедобно в Ван вьенге готовила тетя. Остальные как-то на фаст-фуд переключились. Блинчики, сэндвичи. Или совсем простое: нудл-суп.
Миф 5. В Луанг Прабанге не дают в аренду байки.
Дают, но не понятно: зачем их брать? Для города вполне подойдут велики, за город лучше на тук-туке ездить.
Миф 6. Самому дешевле все организовать.
Как ни странно, самому получится организовать все ровно по такой же цене. Только от агентства пришлют минибас с кондиционером, а сам ты будешь трястись в сонгетто вместе с тюками и курами. Оно надо?
Миф 7. От Удомсая есть прямой автобус в Дьенг Бенг Пу.
Нету.
Вообще, Лаос мне понравился. Для туриста все сделано максимально удобно. Нигде не обманывают, если говорят цену - так оно и есть. Очень просто все, такая хорошая простота, добрая. Хотя иногда руки чесались начать раздачу стеклянных бус и зеркал. ))
Tags: Индия-Таиланд-Лаос-Вьетнам

• Галапагосы одной строкой. Часть 2.

24 апреля 2014 года: остров Санта Круз С утра я отправилась на пляж Тортуга Бэй. Идти до входа на пляж минут 10 по городу и еще минут 20 по мощеной…

• Галапагосы одной строкой. Часть 1.

20 апреля 2014 года: Лима Перелет до Лимы у меня получился не такой, как у остальных. Во-первых, дешевле, Во-вторых, позже на два часа. Так что…

• 19 апреля 2014 года, Куско

Утром у нас был перелет в Куско, а днем, после заселения в гостиницу, ребята пошли бродить по городу, а я отправилась в крепость Саксайуалман.…

Buy promo for minimal price.