lelavadee (lelavadee) wrote,
lelavadee

Лаос, февраль 2013, неделя первая.

Дневниковые заметки.
Лаос, февраль 2013.
Неделя первая.

31 января 2013 года, граница с Лаосом, Чампасак
На этот раз поезд прибыл ровно в 7-30 утра. До автовокзала тук-тукеры просят 150 бат. Села в сонгетто и доехала за десять.) Автобус до Паксе 200 бат идет в 9-30. Билетер строго проследил, чтобы мы заняли одно оплаченное место. Как только он ушел, мы пересели и заняли два, доехали с комфортом. На границе Тая пришлось-таки заплатить мне 500 бат за лишний день. «Free only for the children and plane», - пояснил свою мысль пограничник. И полстраницы мне в паспорте исписал мелким почерком, эх. Жаль, что я не ребенок, и не самолет.
Лаосская часть без лишних вопросов шлепнула 15-ти дневнй штамп. В Паксе выгрузили на автовокзале. В полный рост встали три проблемы.
1. Я понятия не имею какой должен быть курс.
2. У меня нет лаосских кип и АТМ в зоне видимости тоже нет.
3. Пока я узнавала как можно уехать в Чампасак, французы быстро сообразили, что им нужно в центр города, и уехали на двух сонгетто, которые встречали наш автобус из Убона. Причем они видели, что я бегу и машу руками, но даже не сделали попытку остановить водилу, только плечами пожали в мою сторону: «Мол, мы бы и рады помочь, но раз уж транспорт тронулся...» Разве что ручкой не помахали на прощание.
Итого я осталась на опустевшем автовокзале. Поскрипела мозгами. Сходила в туалет за 2000 кип, или чуть меньше 10 бат.
Вышла на дорогу, поймала моторикшу, велела везти на АТМ, а потом на автовокзал до Чампасака. Он назвал цену в 10 тыс. кип, т.е. около 40 бат. АТМ выдает максимальную сумму в миллион кип, и берет дополнительно 20 тыс кип за транзакцию. Ну иду в банк, хочу снять деньги там. Дальше начинается цирк с конями. Сначала они долго не могли взять в толк, почему я не хочу воспользоваться их АТМ. И когда я наконец добилась того, чтобы у меня забрали кредитку и сняли мне 4 млн.кип, у них «гранаты не той системы» оказались. Мою кредитку банк не может считать. АТМ может, а банк - нет. Плюнула, сняла в АТМ 2 млн. кип, что делать.
На автостанции до Чампасака идет сонгетто за 20 тыс. кип. Отлично. Только моторикша, который меня вез, просит тоже 20 тыс. кип, жалуется на меня водителю сонгетто и пассажирам. Мол я ждал ее полчаса у банка, рюкзак охранял, ребенка развлекал - надо доплатить. Добрые лаосские женщины начинают бурное обсуждение, одна из них выхватывает у меня купюру из рук и отдает ее моторикше. Моторикша тут же с купюрой испаряется. Это меня рассмешило, вспомнилось, как на островах обезьяны выхватывали у нас из рук фрукты - у него такое же довольное выражение лица было.))) Сонгетто забито мешками, тюками и лаосскими торговками. В последний момент появилась Сирин, она канадка, путешествует уже три года. В дорогу мы взяли по бутылке воды 2000 кип. И поехали. На заправке к нам подбежала толпа: совали в сонгетто какие-то белые редиски и вареную кукурузу. Что за редиски я не поняла, зато все сонгетто затарилось кукурузой: 5 тыс. кип за три штуки. Я дала 3 тыс. - у меня просто больше мелких купюр не было. В Чампасаке нас выгрузили у основного геста, но там не было мест. Так что мы с Сирин просто пошли по улице, и вскоре заселились в гесте за 50 тыс., с каждой получилось по 25. Как-то мы не собирались вместе жить, но у них был только один свободный номер.
Нас сразу отловил хозяин геста, спросил не хотим ли мы поехать в Ват По. Сирин отказалась, пришлось мне одной платить 80 тыс. кип за сонгетто туда-обратно, и 45 тыс. за билет. Ват красивый, расположен на склоне холма, похож на Ангкор в Камбодже, вид с него на всю долину открывается. Цветущими leelavadee вся дорога наверх обсажена.) Получилась не напряжная такая прогулка.

После мы пошли ужинать в мейн-гест Чампасака. Оооо! Как там было вкусно. Заказали кокосовый карри-суп: нам принесли целую супницу с овощами, доедали мы с трудом. 15 тыс. кип. И коктейль фруктовый с шоколадом 5 тыс. кип - он был налит в пивную кружку. За ужином же заказали доставку нас назавтра на Си Фа Дон, 4000 островов 60 тыс. кип за микроавтобус + 15 тыс. кип за лодку (цены фиксированные). Звучит красиво, на самом деле островов, пригодных для проживания всего два: мы выбрали Дон Дет.

1 февраля 2013 года, 4000 островов: Дон Дет
Когда я планировала маршрут, то пользовалась отчету globetrekker. Там все есть и подробно. Поэтому вкратце: доехали удобно, повезло, что билетов хозяин геста продал больше, чем мест в минивене, так что часть людей рассадили в другом автобусе, и мы заняли в итоге два места. Приехали и сразу нашли бунгало за 60 тыс. на Sunset, но там останавливаться не стали, испугались, что во второй половине дня будет слишком жарко. Поэтому дошли до самого конца восточного берега, везде full, и только в последнем по счету гесте за 50 тыс. нашли себе пристанище. Хозяева лаосцы, а заправляют всем американцы: Донна и ее муж, Ланс. Они познакомились и начали свои совместные путешествия уже на пенсии,  сейчас осели в Лаосе. Очень приятные люди, кучу интересной информации предоставили по островам. Если бы не Донна и Ланс, я бы выбрала западные бунгало, там, конечно, безумно красивые виды и закаты. Но кто бы мне тогда за завтраком на гитаре наигрывал, и рассказывал об изгнаннике, который служил когда-то королевской семье, а теперь держит гест в Тат Ло?
Немного придя в себя, мы отправились купаться и смотреть закат на Меконге.

Вода холодная, закат красивый, а пейзажи прямо средней полосы России. Заказала себе лаап 30 тыс. - местное национальное блюдо: курица с мятой и травами. Очень вкусно, но Настя забраковала, пришлось брать ей картошку-фри и фруктовый салат по 10 тыс.
Лаосцы расслабленные, спокойные, ненавязчивые. Туристы в основном французы, реже немцы и англичане. Со времен отчетов globetrekker, во все бунгало провели электричество, во всех кафешках появился wi-fi, правда скорость невысокая, а некоторые сайты не грузятся совсем, стало возможным арендовать байк, правда по совершенно бешеной цене в 100 тыс. за день, и, конечно, появилась масса наркоманов, прямо как в Гоа. Из хороших новостей: комаров нет совсем, по ночам прохладно и тихо. Из плохих: вода в душ поступает непосредственно из Меконга. Ну то есть смыть с себя речную воду не получится, и чистить зубы этим точно не стоит. Весь вечер мы посвятили созерцанию рыбаков, ныряющих с налобными фонарями и гарпунами, или забрасывающих сетей с лодки. Не оторваться было, тем более, что за этим было удобно наблюдать прямо из гамака с веранды нашего бунгало.

2 февраля 2013 года, 4000 островов: Дон Дет
Утром мы проснулись поздно, даже утреннее водное движение нас не беспокоило. Взяли велосипед за 10 тыс. Найти исправный велосипед с мягким багажником оказалось делом не простым: они все убитые дорогами и туристами. Завтракали в нашем Paradaise: яичница с луком-помидорами и картошкой оказалась так себе, ничего особенного, 15 тыс. Но когда принесли блинчик с бананом и шоколадом, за ту же цену, я поняла, что погорячилась. Мы не смогли доесть эту пиццу, как ни пытались.
Ну и поехали на соседний остров Дон Кон: смотреть ржавый паровоз с узкоколейкой, оставленный французскими колонистами, и каскад водопадов на Меконге. Стоит это теперь 25 тыс. Водопады очень красивые, в конце можно немного остынуть в запруде, гордо именуемой пляжем. На это было потрачено полдня, а потом как-то набежали тучки и спрятали солнце, жарившее интенсивнее всего именно тогда, когда я крутила педали по разбитым пыльным дорогам Лаоса.

Так что по приезде я валялась в гамаке, пока Настя доставала наших соседей, пытавшимися откупиться от нее книжками и карандашами. (Никто из соседей не пострадал, они шестерых детей на двоих вырастили, и в детях разбираются.) Потом мы ужинать пошли, и спать - день пролетел мгновенно.

3 февраля 2013 года, плато Болавен: Тат Ло
Примечание: собственно не Тат Ло, а Тад Ло, и даже не Тад Ло, а Бан Саен Ванг и при нем водопад Тад Ханг, но кому это интересно? В отчетах он фигурирует именно так, и местные сразу понимают о чем речь, хотя сам водопад Тад Ло находится чуть подальше. Поэтому пусть так и остается.)
В 7 утра нас забрала лодка, едущая на маркет, управлял внук хозяев, ему 15 лет. Про него интересную историю рассказала Донна: в 13 он бросил школу и отправился на заработки во Вьентян к родственникам, заявив, что будет теперь он будет жить своим умом. Родители ему не препятствовали. Через пару недель он позвонил домой и попросился обратно. «Конечно, - сказали родители, - мы будем рады видеть тебя дома. Но на проезд ты должен заработать сам.» Урок пошел ему на пользу, но в школу он так и не вернулся. Собственно тут удивляться нечему, его бабушка с дедушкой не умеют читать и писать на своем родном языке, а его родители, хотя и грамотные, так и не выучили английский.
Заплатили мы за лодку 15 тыс., как и за public boat. Автобус 40 тыс., доезжаем до развилки на Паксе. Оля aka globetrekker писала свои отчеты в марте 2011 года, спустя два года докладываю: к нашему приезду в Лаосе изобрели и проложили асфальтовые дороги, ура, товарищи! Правда ими оснащены только основные туристические маршруты, а стоит свернуть в сторону хоть на метр... В общем, я уезжала в голубой футболке, а приехала в рыжей. Но все же хорошо, что пылища длилась 5 минут, а не три часа. В дороге кукурузы больше не продавалось, а жаль. Зато местные купили себе белых редисок. И стали угощать нас. Вкус сладковатый. Я сжевала пучок, она сочная, приятная на вкус. Настя только облизала, и у нее началась жуткая аллергия, я уж и забыла как это бывает. Пришлось мне доедать.
10 тыс. до автостанции на моторикше, еще 10 тыс до другой автостанции, 30 тыс. автобус до Тат Ло. На автостанции мы потратили полтора часа до отправления автобуса: поели в местной забегаловке нудл-суп за 10 тыс. - вкусный, со свежей зеленью. Настя ее из тарелки выкидывала. Далее в автобус грузят коробки, живых кур, уток и даже поросенка. Все в багажный отсек. Когда места не хватает - на задние сиденья. В проход ставятся пластиковые табуретки. Неподготовленных нас зрелище впечатляет. Едем 2 часа ровно. Итого по деньгам получается ровно такая же сумма, как если бы мы заказали трансфер с Дон Дета, но идея была не в том, чтобы сэкономить, а в том, чтобы приехать пораньше, а прибываем мы в 3 часа дня, т.к. много времени потеряли на автовокзале. Из автобуса нас вытряхивают на main road, до Тат Ло трансфер предоставляет местная тачанка типа трактор. 10 тыс. Народ выражает желание пройтись 2 км, но мы решительно грузимся в прицеп, и все как-то резко передумывают и в прицепе становится тесно.

Донна советовала Tim”s guesthouse, его хозяин когда-то помог бежать королевской семье из Лаоса, и скрывался сам. Прожив 8 лет в Австралии он вернулся, открыл компьютерную школу, инфо-центр для туристов... что-то еще строится сейчас. Раньше еще elephant-trekking водил, сейчас, к сожалению, уже нет. Но я как-то не впечатлилась: домики как везде - бамбуковые хижины, а стоят 50 тыс., интернет 500 кип минута, при том, что вай-фай уже практически во всех кафешках изобрели, разве что вода в душе есть горячая... Короче, поселились мы в Silom 30 тыс. хижина с видом на водопад. Есть ходили в кафе возле водопада, через мост. Очень приятное место. Заказали нудлс с говядиной, все здорово: много овощей, много мяса, но очень странный вкус. Оказалось. Повар варил это на креветочном бульоне. Это я потом догадалась, когда нашла хвост от креветки на дне. Что это было: то ли ошибка, то ли лень, я не поняла. Больше нас ни на что не хватило, отправились спать.

4 февраля 2013 года, плато Болавен: Тат Ло
Утро мы провели расслабленно. Завтракали в Силоме: блинчик с бананом и сгущенкой 10 тыс, кофе 3 тыс. (пить невозможно, буду завтра разбавлять 3 к 1), яичница 5  тыс. Я к тому эти цены пишу, что какого, наверное, больше не встречу, чтобы яичница стоила 20 рублей. Разве что в Чампасаке было гооораздо вкуснее. В общем, очнулись ближе к 12 дня, стали искать байк, а ни одного нету. Все разобрали. В одном гесте нас пожалели. Вернее, тетку просто разрывало: ей было жалко свой родимый байк, и нам она тоже сочувствовала, и денег ей заработать хотелось сильно... такая сложная гамма на лице отражалась)). Байк новехонький, шлемы новехонькие, ради нас тетка сгоняла свою дочь на заправку залить бензину. 2 минуты ликбеза по полуавтомату с заводящей кнопкой. Провожать нас вышла вся улица, потому что во-первых, все видели, как я мечусь в поисках байка, а во-вторых, наблюдали, как я дергаю байк по улице туда-сюда, осваивая переключение скоростей. Ффуух. Едем. Дорога пустая, хорошо. Основная проблема: я не вижу приборную доску, мне ее Настюха загораживает шлемом, поэтому не знаю, когда какую скорость включать. Под конец вывела для себя: 1 для крутой горки, 2 для менее крутой горки, 3 по прямой по асфальту, можно с нее даже трогаться. Остальные скорости не включала. Дала небольшой крюк, но все же доехала до кофейных плантаций. На тетку с ребенком на байке сбежалась посмотреть вся деревня. Все улыбаются, что-то спрашивают, что-то объясняют. Удивительно, и всего-то я с основной дороги съехала. Кофейные плантации сейчас мало что из себя представляют, урожай убран, там очень красиво, наверное, весной или летом. Хотела проехать дальше, но не поняла как. Там бабановая плантация, за пальмами ничего не видно, а двухполосных троп дофига. Встретился дядька с мачете. Я ему тычу в карту. Он в ответ разразился целой тирадой. Постепенно стало понятно, что дорога есть, и что она лежит через банановую плантацию, но дальше этого мы не продвинулись. Ну я и развернулась обратно от греха. Больше всего я боялась долбануть новехонький байк об какой-нибудь пень, ну нафиг. Дальше мы поехали на водопад Тад Сонг, вход 5 тыс. Красиво, хоть сейчас он почти пересох. Зато из его русла открывается вид на всю долину. По дороге заехали собственно на водопад Тат Ло. Дорогу к нему нам прокладывали местные ребятишки через огромное стадо коров. Водопад красивый, местные колоритны. Мальчишки купаются голышом, девчонки таскают лейки с водой, поливают огородную зелень, парни постарше что-то обрывают с деревьев, тетки заняты прополкой. Такая обычная сельская жизнь.

Ну и раз уж мы на байке, заехали посмотрели сверху на наш водопад, у подножия которого мы поселились. Жутковато. Мертвый лес, фешенебельные заброшенные домики. То ли дело наши веселые хижинки.)
Сдали байк, пошли ужинать к нам в Силом. Рыба 25 тыс., овощи 10 тыс., банановый шейк 5 тыс. Приготовлено без души, не понравилось. Завтраки здесь лучше. За ужином нас то и дело спрашивали, удалось ли найти байк, и как нам понравился Тад Сонг.)

5 февраля 2013 года, плато Болавен: Тат Ло
Утро прошло за неспешным завтраком и любованием пейзажами, так что выбрались мы купаться за холм на водопад только к часу дня. А там уже занято - слоны купаются.

А еще можно на них покататься за 100 тыс. кип, ну и мы соблазнились, тем более, что Настя даже вспомнила как мы катались в прошлом году в Пае. В Таиланде было интереснее тем, что мы сидели прямо на слоне, без скамейки. А здесь, в Лаосе, интересней маршрут: слон идет в горку, с горки, продирается через колючие заросли, перешагивает упавшие бревна, топает по узкой тропке (Настя все переживала, что слон толстый и не пройдет) и заходит в местную деревню, дважды пересекает русло водопада... Слон нам попался хулиганистый: постоянно норовил упились с тропы в джунгли пожрать бамбука. Заодно он пытался нас окатить водой из водопада, а на сухом месте - оплевать. Невоспитанный слон был, короче. Но Настя впала в дикий восторг, требовала на следующий день повторения программы.

В водопаде мы все-таки искупались потом: вода ледяная, но в такую жару в самый раз. Местные дети глазели на купание белых с таким же энтузиазмом, как мы на слонов.)

6 февраля 2013 года, плато Болавен: Тат Ло
Время в Тат Ло пролетает незаметно, я бы еще на несколько дней задержалась. Но увы, 15-ти дневный штамп нас гонит вперед. Так что мы утром выписались, не спеша позавтракали, сходили на водопад поплавать. Потом я сходила в местное турагентство в Сароване, туда-обратно дошла где-то за 15 минут, там всего километр в одну сторону, но вечером брала трансфер за 10 тыс.: так проще, чем под рюкзаком на жаре тащить за руку Настюху.
Так вот. Они продают билеты на слипер Тат Ло (вернее Сарован) - Вьентян, уходящий в 17-00, я купила одно место за 190 тыс. В сервис входит еще и ужин: рис с курицей вечером и бутылка воды, но к тому времени Настя уже спала, а я не была голодной. Агентство выглядит так: сидит дядя в фирменной тужурке на остановке, выписывает билетик на клочке бумажке. По английски с трудом. Узнать мне удалось, только то, что автобус слипер и с кондеем, билет с местом и у меня будет нижняя полка. Как оказалось этого мало, и надо было спрашивать, есть ли одинарные полки. Так вот. Их там нет. Но спали мы в итоге хорошо. Сначала одни, потом на пару часов к нам поместилась еще очень милая (что важнее худая) лаосская тетя, потом снова мы спали одни. Нормально, короче выспались, повезло. Всю ночь с кем-то спать было бы убийством: полки там по ширине нормальные, но короткие, 1,60 где-то. Т.е. спать можно только по диагонали. Я бы могла сказать, что под рост среднего некрупного лаосца, но это не так. Наблюдала, как многие лаосцы спят в довольно причудливых позах.

7 января 2013 года, Ван Вьенг
Утром вывалились во Вьентяне, сразу пересели на тук-тук до северного автовокзала. Бессовестный водятел возил нас по городу час и содрал 40 тыс. Зато я сразу купила билет до Ванг Вьенга за 60 тыс., и через минуту мы уже шикарно ехали на двух местах в туристическом автобусе. По дороге купили булок-бананов-мандаринов, все по 5 тыс. Во всех отчетах все расписывают ужасы серпантина, мы ничего такого не заметили. Но напуганная я дала команду ребенку: «Спать, а то будет тошнить». И в результате 4 часа пролетели незаметно.
Доехали, сразу отправились в Le Jardin Organic, рекомендованный Олей. Из пяти комнат - четыре уже были заняты. Все приехали сегодня. Во сколько же они выезжали, блин? Нам досталась комната за 100 тыс. и без вида на горы, но на меня, как всегда, от долгой дороги, нападет только одно желание: где-то бросить рюкзак, а думать потом. Так что я вселилась, отмылась, Настя слопала картошки фри на 15 тыс. А потом уже постепенно стали включаться обратно мозги.
Сходили посмотрели бунгало на другой стороне реки «The other side». 50 тыс. бунгало без интернета, кондиционера и горячей воды. Нормальная цена, короче. Но почему-то они все ориентированы на реку, вернее на плотную застройку на берегу реки, или на стену соседнего бунгало, и горы с них видно плохо. Хотя там зелено, тихо и красиво.
Потом Настя захотела купаться, а я, пока она купалась, наблюдала массовое окончание тюбинга и каякинга, а заодно и заход солнца. Народ приплывал пьяный и веселый, закат как-то не впечатлил: просто солнце село и стало быстро темнеть.
День как-то очень кончился, мы еще успели поесть местный лаап за 20 тыс. и рухнули спать.
Tags: Индия-Таиланд-Лаос-Вьетнам

• Галапагосы одной строкой. Часть 2.

24 апреля 2014 года: остров Санта Круз С утра я отправилась на пляж Тортуга Бэй. Идти до входа на пляж минут 10 по городу и еще минут 20 по мощеной…

• Галапагосы одной строкой. Часть 1.

20 апреля 2014 года: Лима Перелет до Лимы у меня получился не такой, как у остальных. Во-первых, дешевле, Во-вторых, позже на два часа. Так что…

• 19 апреля 2014 года, Куско

Утром у нас был перелет в Куско, а днем, после заселения в гостиницу, ребята пошли бродить по городу, а я отправилась в крепость Саксайуалман.…

Buy promo for minimal price.