Болото Мянникъярве расположено в небольшом заповеднике Эндла, что находится к югу от Раквере. Через заповедник проложено несколько маршрутов, ознакомиться с которыми можно на информационном щите рядом с парковкой. Правда там всё написано по-эстонски, поэтому ни хрена не понятно, что же хотели до нас донести устроители заповедника.
Дорога от парковки до самой болотной тропы проходит через частную конюшню. Тропинка сначала ныряет в лесную чащу и через несколько сотен метров выходит на большое болото.

Это новые мостки, под ними, гораздо ниже видны старые, полусгнившие. На болоте установлено несколько метеостанций. Изначально тропа была не туристической — раньше она, вероятнее всего, служила сугубо для обслуживания всех этих приборов. Посреди болота установлена смотровая вышка, не очень высокая, но, учитывая открытое пространство, вид с нее открывается очень красивый.

По дороге вместе с нами шел проливной дождь, он то затихал, то начинал лить с новой силой: видите эти капли на объективе?
У меня сначала промокла куртка, потом джинсы, потом руки замерзли, но вытащить меня из этого чудесного места такие мелочи не могли. Там невероятно красиво.

Болота являются самыми древними биотическими сообществами в Эстонии – процесс заболачивания начался после отступления Балтийского ледникового озера около 10 000 лет назад и продолжается по сей день.

В общей сложности, мы мокли там полтора часа, а при хорошей погоде можно было бы и полдня там легко провести.

Место это - одно из самых прекрасных, которые я когда либо видела. Однозначно достойно посещения. Это была очень хорошая точка в путешествии.
В тот же день мы доехали до Пскова, границу пересекли за полчаса, и то потому, что, следуя неудобной процедуре, сначала оплатили талон на парковку и место в очереди, потом отправились на парковку ждать, когда вызовут наш номер, а потом уже только подъехали к границе. И это при том, что на границе мы были одни. Одна наша машина. Тем не менее, процедура есть процедура, и нам ее пришлось проходить.
Заночевав в Пскове, мы уже на следующий день к вечеру доехали до Москвы, и, конечно, собрали все адские вечерние пробки. Но это уже отдельная история, я ее расскажу как-нибудь в другой раз.
Journal information